ГБП ОУ “Тверской Колледж
им. Героя Советского Союза
П. А. Кайкова”

ПН-ПТ: 8:00 - 16:45
СБ-ВС: выходной

info@kaikova.ru

( 4822 ) 52 - 78 - 02

Электронная приёмная

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок планирования, организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам СПО, и составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Минобрнауки № 464 от 14 июня 2013г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" (зарегистрированного в Минюсте РФ 14 июня 2013 года, регистрационный № 28785), а также требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).

1.2. Оценка качества освоения образовательной программы СПО включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по учебным дисциплинам, профессиональным модулям и их составляющим (междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике) с целью оценки знаний, умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций.

1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обеспечивают оперативное управление образовательной деятельностью обучающихся, ее корректировку. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования обучающихся требованиям ФГОС СПО.

1.4. Студенты, пропустившие свыше 50% учебных занятий по неуважительной причине по дисциплине, профессиональному модулю обязаны подготовиться и аттестоваться за пропущенные темы, в противном случае студенты не аттестуются за семестр, год.

Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших более 50%  учебного времени по уважительной причине, решается в индивидуальном порядке заместителем директора по учебной работе.

1.5. Практические занятия, пропущенные студентами по уважительным и неуважительным причинам, подлежат обязательной отработке. Оценка выставляется в журнал теоретического обучения через дробь.

1.6. Сдача контрольных работ, отработка и защита лабораторных работ и практических занятий, пропущенных по уважительной или неуважительной причине, осуществляется по расписанию консультаций (индивидуальному графику), составленному преподавателем и утвержденному заведующим отделением.

1.7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предполагает:

- на уровне студентов - оценивание достижений в образовательной деятельной, степени освоения общих и профессиональных компетенций;

- на уровне преподавателя- оценивание результативности профессионально-педагогической деятельности, эффективности созданных педагогических условий;

- на уровне администрации - оценивание результативности деятельности колледжа, состояния образовательного процесса, условий образовательного взаимодействия.

Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся фиксируются оценками. Оценка - это результат оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение достижений обучающихся в цифрах, буквах или иным образом.

Учебные достижения студентов фиксируются следующими оценками: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»), «н/а».

1.8. С целью формирования фонда оценочных средств специальности/профессии, преподаватели разрабатывают контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Содержание контрольных заданий рассматривается на заседаниях цикловых комиссий и утверждается заместителем директора по учебно-методической работе.

2. Текущий контроль успеваемости обучающихся

2.1. Текущий контроль успеваемости подразумевает регулярную объективную оценку качества освоения обучающимися содержания учебной дисциплины, междисциплинарного курса и способствует успешному овладению учебным материалом, компетенциями в разнообразных формах аудиторной работы, в процессе внеаудиторной подготовки и оценивает систематичность учебной работы обучающегося в течение семестра.

2.2. В рамках текущего контроля успеваемости преподаватель обязан производить учет посещения обучающимися всех видов аудиторных занятий, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, профессионального модуля.

2.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется преподавателем в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих учебных дисциплин, междисциплинарных курсов как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

2.4. Текущий контроль проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля (контрольная работа, тестирование, опрос, выполнение и защита практических и лабораторных работ, выполнение отдельных разделов курсового проекта (работы), выполнение рефератов (докладов), подготовка презентаций, наблюдение за действиями обучающихся и т.д.) выбираются преподавателем исходя из методической целесообразности, специфики учебной дисциплины, профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики).

2.5. Данные текущего контроля успеваемости используются председателями цикловых комиссий  и преподавателями для обеспечения эффективной учебной работы обучающихся, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания учебных дисциплин и профессиональных модулей.

2.6. Результаты текущего контроля успеваемости на учебных занятиях оцениваются по пятибалльной системе и заносятся в журналы учета учебных часов в колонку, соответствующую дню проведения учебного занятия, на котором осуществлялся текущий контроль.

2.7. В колледже применяются следующие виды текущего контроля успеваемости: входной, рубежный и итоговый контроль.

2.7.1. Входной контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и управления учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Для проведения входного контроля преподавателем разрабатываются контрольно-измерительные материалы. Формы входного контроля избираются преподавателем самостоятельно.

Результаты входного контроля являются основанием для проведения корректирующих мероприятий, а также формирования подгрупп и организации дополнительных консультаций.

2.7.2. Рубежный контроль позволяет определить качество изучения обучающимися учебного материала по разделам, темам учебной дисциплины, междисциплинарного курса. Ведущая задача рубежного контроля - управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка.

Другими важными задачами рубежного контроля является стимулирование регулярной, целенаправленной работы обучающихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения ими умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Рубежный контроль может проводиться несколько раз в семестр. Рубежный контроль проводится в сроки, определенные календарно-тематическим планом преподавателя.

Рубежный контроль может иметь следующие формы: устный опрос; проведение письменных контрольных работ во время занятий; проверка выполнения домашних заданий; проверка выполнения индивидуальных заданий; проверка рефератов, эссе; защита лабораторных и практических работ;тестирование и др. Формы рубежного контроля выбираются преподавателем самостоятельно.

По итогам каждого семестра проводится анализ рубежных и промежуточных результатов успеваемости обучающихся с целью принятия, в случае необходимости, корректирующих и предупреждающих управленческих решений, а также составления прогноза результатов успеваемости на конец учебного года.

         2.7.3. Итоговый контроль направлен на выявление степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков (компетенций), полученных в процессе изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса.

Итоговый контроль осуществляется в конце семестра изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса в случае, если рабочим учебным планом не предусмотрена промежуточная аттестация в соответствующем семестре.

Итоговая оценка выставляется в журнал учета учебных часов на основании данных рубежного контроля по следующей шкале: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3(«удовлетворительно»),  2(«неудовлетворительно»), «н/а» (не аттестованными считаются студенты, посетившие менее 50% учебных занятий). Данная оценка учитывается при принятии решения о продолжении обучения, начислении стипендии студенту.

2.8. Студенты колледжа должны участвовать в мероприятиях текущего контроля успеваемости. Сдача контрольных работ, с неудовлетворительным результатом или пропущенных по уважительной (неуважительной) причине, осуществляется по расписанию, составленному преподавателем и утвержденному заведующим отделением.

В случае пропуска контрольного мероприятия (рубежного контроля) студент должен в индивидуальном порядке согласовать с преподавателем сроки и порядок своего участия в контрольном мероприятии.

2.9. По каждой учебной дисциплине, междисциплинарному курсу к концу семестра у обучающегося должно быть количество (не менее трёх) оценок, позволяющее объективно оценить качество освоения им содержания учебной дисциплины, междисциплинарного курса.

2.10. В целях повышения результатов промежуточной аттестации в колледже проводятся межсессионные аттестации обучающихся по всем предметам, изучаемым в данном семестре, с периодичностью один раз в два месяца.

Оценки за межсессионную аттестацию выставляются первого числа месяца, определённого графиком учебного процесса, по пятибалльной системе всеми преподавателями.

2.11. Студенты, имеющие более двух неудовлетворительных оценок или неаттестаций по дисциплинам, вызываются на заседания цикловых комиссий, где им устанавливаются сроки для исправления оценок. Если в указанные комиссией сроки студенты не получают удовлетворительных оценок по данным дисциплинам, то председатель комиссии обязан пригласить студента с отчетом к заместителю директора по УР.

2.12. Данные текущего контроля могут быть использованы администрацией и преподавателями колледжа для анализа освоения студентами основных профессиональных образовательных программ, обеспечения систематической учебной работы обучающихся, привития им умения четко организовывать свой труд, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися, а также для совершенствования методики преподавания учебных дисциплин и междисциплинарных курсов.

3. Промежуточная аттестация

3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией студентов.

3.2. Промежуточная аттестация осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения учебных дисциплин (далее - УД), междисциплинарного курса (далее - МДК); оценка компетенций обучающихся.

3.3. Периодичность промежуточной аттестации и перечень учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выносимых на промежуточную аттестацию, определяются рабочими учебными планами и календарными учебными графиками по специальностям/профессиям.

3.4. Основными формами промежуточной аттестации являются:

3.4.1. с учетом времени на промежуточную аттестацию:

- экзамен по УД;

- экзамен по МДК;

- комплексный экзамен по двум или нескольким  УД, МДК;

3.4.2. без учета времени на промежуточную аттестацию:

- экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю (без выставления балльных отметок);

- зачет по УД;

-дифференцированный зачет по УД;

-зачет по МДК;

- дифференцированный зачет по МДК;

-зачет по учебной / производственной практике;

- дифференцированный зачет по учебной / производственной практике.

3.5. Планирование промежуточной аттестации

3.5.1. Объем времени, отводимый на промежуточную аттестацию, периодичность промежуточной аттестации и количество экзаменов, проводимых в учебном году, определяется федеральными государственными образовательными стандартами и рабочими учебными планами.

В каждом учебном году количество экзаменов не должно превышать 8, а количество зачетов/дифференцированных зачетов - 10 (без учета зачетов по физической культуре).

При планировании промежуточной аттестации по каждой УД, профессиональному модулю (далее - ПМ) и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики) должна быть предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.

3.5.2. Зачет по дисциплине как форма промежуточной аттестации целесообразен, если:

- согласно рабочему учебному плану дисциплина изучается на протяжении нескольких семестров;

- на изучение дисциплины, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки.

3.5.3. Дифференцированный зачет по дисциплине, как форма промежуточной аттестации, целесообразен, если на изучение дисциплины, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки, но дисциплина является значимой для формирования профессиональных компетенций специалиста/квалифицированного рабочего.

3.5.4. Выбор дисциплин для экзамена согласно рабочему учебному плану определяется значимостью дисциплины в подготовке специалиста/квалифицированного рабочего; завершенностью изучения дисциплины; завершенностью значимого раздела в дисциплине.

3.5.5. Экзамен (квалификационный) проводится в последнем семестре освоения программы профессионального модуля и представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей.

Виды и условия проведения экзамена (квалификационного) определяются колледжем.

Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля – МДК и предусмотренных практик.

3.6. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации

3.6.1. Условия, процедуры подготовки, содержание аттестационных материалов разрабатываются:

- при проведении зачета, дифференцированного зачета по дисциплине, междисциплинарному курсу - преподаватели колледжа;

- при проведении дифференцированного зачета по учебной практике,  производственной практике – совместно преподаватели колледжа с работодателем;

- при проведении экзамена по дисциплине, междисциплинарному курсу - преподаватели колледжа;

- при проведении экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю – преподаватели колледжа совместно с работодателем.

3.6.2. На усмотрение преподавателя зачет может осуществляться по билетам, устным ответам по всему пройденному материалу за семестр, а также преподаватель имеет право выставить итоговую оценку за семестр на основании текущего контроля знаний.

Форма зачета определяется преподавателем и доводится до сведения студентов на первом занятии по дисциплине. Учебное время, отводимое на зачет, не должно превышать двух академических часов, проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины.

3.6.3. Для подготовки к экзамену должны проводиться консультации по экзаменационным вопросам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

3.6.4. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Если дни экзаменов чередуются с днями учебных занятий, выделение времени на подготовку к экзамену не требуется, и проводить его можно на следующий день после завершения освоения соответствующей программы. Если два экзамена запланированы в рамках одной календарной недели без учебных занятий между ними, для подготовки ко второму экзамену, в том числе для проведения консультаций, следует предусмотреть не менее двух дней.

3.6.5. К экзаменам допускаются все успевающие студенты по итогам обучения за учебный семестр, полностью выполнившие все установленные лабораторные работы, практические задания и курсовые работы (проекты), имеющие положительную оценку по результатам текущего контроля.

Не допускаются к экзаменам студенты, имеющие три и более неудовлетворительных оценок по итогам обучения за семестр не выносимых на экзамен. Допуск к аттестации осуществляет заместителем директора по УР отметкой в зачетной книжке студента.

3.6.6. В порядке исключения колледж имеет право устанавливать индивидуальный график экзаменационной сессии студентам при наличии уважительных причин, подтвержденных документально, и личного заявления студента.

3.6.7. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы дисциплины, профессионального модуля и должны целостно отражать объем проверяемых знаний и умений, показатели оценки общих и профессиональных компетенций, а также критерии их оценки.

3.6.8. На основе разработанного перечня теоретических и практических вопросов, проблемных и творческих заданий преподавателями разрабатываются фонды оценочных средств, пакеты для экзаменующегося и экзаменатора с условиями проведения экзамена. Содержание экзаменационных билетов до студентов не доводится.

3.6.9. На сдачу устного экзамена предусматриваются не более одной трети академического часа на каждого студента, сдачу письменного экзамена, автоматизированное тестирование - не более трех часов на учебную группу.

3.6.10. Экзамен проводится в специально подготовленных аудиториях. Одновременно в аудитории могут готовиться не более шести студентов.

Во время экзамена допускается использование наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов, образцов техники и других информационно-справочных материалов, перечень которых заранее регламентируется.

3.6.11. К экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю допускаются студенты, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по междисциплинарным курсам, учебную и производственную практику в рамках данного модуля.

3.6.12. Уровень подготовки студентов оценивается:

- при проведении зачета по учебной дисциплине – решением: «зачтено/не зачтено»;

- при проведении дифференцированного зачета, экзамена по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике – в баллах: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2«неудовлетворительно»;

- при проведении экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю – решением о готовности к выполнению профессиональной деятельности: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».

3.6.13. Результаты промежуточной аттестации заносятся в предусмотренные колледжем документы (зачетные книжки, ведомости, журналы, базы данных и др.). Наличие экзаменационных ведомостей обязательно. В зачетную книжку студента заносятся итоговые оценки по дисциплинам, профессиональным модулям и их составляющих (междисциплинарных курсов) (кроме оценки «неудовлетворительно»).

3.6.14. Неявка студента на экзамен по любой причине отмечается в экзаменационной ведомости словами «неявка».

3.6.15. Студент, полностью выполнившие требования учебного плана данного семестра, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, допускаются к продолжению обучения в следующем семестре или приказом директора колледжа переводятся на следующий курс.

3.6.16.Академической задолженностью считается «неявка» на экзамен/зачет и наличие неудовлетворительной оценки по дисциплине, либо профессиональному модулю и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики) по результатам промежуточной аттестации.

Для ликвидации обучающимися академической задолженности колледжем устанавливаются сроки ликвидации академической задолженности (но не более двух раз) в течение последующего семестра, следующего за сессией. Если при повторной сдаче экзамена вновь получена неудовлетворительная оценка, приказом директора создается комиссия для повторного приема экзамена.

Студенты, имеющие академическую задолженность (три и более неудовлетворительных оценок) и не ликвидировавшие ее в установленный период времени, приказом директора отчисляются из колледжа.

3.6.17. В случае конфликтной ситуации (несогласие студента с выставленной отметкой) приказом директора колледжа по мотивированному письменному заявлению студента может быть назначена конфликтная комиссия и принято решение о  принятии экзамена или зачета с привлечением других преподавателей, в том числе из других образовательных организаций.

3.6.18. Результаты промежуточной аттестации и предложения по совершенствованию учебного процесса после сессии доводятся до сведения Педагогического совета.

3.7. Продление промежуточной аттестации и проведение повторной аттестации.

3.7.1. Промежуточная аттестация может быть продлена только по уважительной причине.

3.7.2. Для продления промежуточной аттестации в учебную часть обучающийся предоставляет:

- заявление на имя директора колледжа о продлении аттестации;

- документ из лечебного учреждения, подтверждающий необходимость продления аттестации;

- другой официальный документ, подтверждающий уважительную причину.

3.7.3. Срок предоставления документа не должен превышать один день после окончания его действия.

3.7.4. Студенту, имеющему оправдательный документ, промежуточная аттестация может быть продлена на число календарных дней (но не менее), указанных в документе медицинского учреждения (другом официальном документе). Общий срок продления аттестации не может превышать суммарное количество дней зачетов (ДЗ) и экзаменов независимо от длительности болезни.

3.7.5. Продление аттестации оформляется приказом директора колледжа.

3.7.6. Студенту, не согласному с текущей оценкой, имеет  право подать заявление в апелляционную комиссию. По решению  апелляционной комиссии назначается  срок сдачи экзамена (зачета) заместителем директора по учебной работе.

3.7.7. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, имеет право выполнить программу практики, в свободное от учебы время.

3.7.8. Повторная сдача экзамена/дифференцированного зачета с целью повышения оценки допускается на выпускных курсах с разрешения заместителя директора по учебной работе не более двух экзаменов/дифференцированных зачетов по дисциплинам, изученным ранее и выставляемых в диплом.

 

Прочитано 9007 раз