ГБП ОУ “Тверской Колледж
им. Героя Советского Союза
П. А. Кайкова”

ПН-СБ: 8:00 - 16:45
ВС: выходной

info@kaikova.ru

( 4822 ) 52 - 78 - 02

( 4822 ) 79 - 07 - 30

Электронная приёмная

Специальности колледжа

Положение о службе социально-психологической поддержки

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Тверской колледж им. Героя Советского Союза П. А. Кайкова»

 

Согласовано

на Совете ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А. Кайкова»

«_»______2013г.

 

Утверждаю

Директор ГБП ОУ

 « Тверской колледж им. П.А. Кайкова

_____________Г.А. Гудкова

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе социально – психологической поддержки образовательного процесса ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А. Кайкова»

 

  1. 1.        Общие положения.

1.1. Служба социально-психологической поддержки образовательного процесса - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности колледжа.

1.2 Служба социально-психологической поддержки является структурным подразделением колледжа.

1.3 Общее руководство организационной деятельностью службы социально-психологической поддержки осуществляет руководитель, который выбирается из членов, входящих в службу социально-психологической поддержки. Руководитель службы социально-психологической поддержки работает в тесном контакте и под кураторством заместителя директора по УВР.

1.4 Членами службы социально-психологической поддержки являются: педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители учебных групп.

1.5 Деятельность службы социально-психологической поддержки ориентирована как на обучающихся, так и на административных и педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья.

1.6Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже, а также психологическое обеспечение индивидуализации педагогического процесса.

1.7 Деятельность службы позволяет решать следующие задачи:

  • Объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс;
  • Создать психологически оптимальные условия для приобретения обучающимися социально-профессиональной компетентности;
  • Помочь каждому обучающемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки и саморегуляции своих психических  процессов;
  • Помочь овладеть необходимыми психологическими знаниями, научить их работать с простейшими психодиагностическими методиками;
  • Изучить воспитательный потенциал микросреды;
  • Своевременное оказание социальной и правовой защиты социально нуждающимся категориям обучающихся;
  • Дать родителям минимум психологических знаний, необходимых для того, чтобы помочь их детям успешно обучаться;
  • Обеспечивать руководство колледжа комплексной психологической информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений;
  • Готовить материал к проведению психолого-педагогических консилиумов и организовывать его работу.

1.8 Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов, настоящим Положением, программой социально-психологической службы, этическим  кодексом психолога и социального педагога.

1.9 Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с обучающимися, их родителями, педагогическим коллективом, администрацией.

  1. 2.        Основные направления и виды деятельности.

2.1. Основными направлениями деятельности службы являются:

2.1.1. Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, обучающихся и педагогов;

2.1.2. Прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса;

2.1.3. Научно-исследовательское направление: в соответствии с целями службы,  разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с психологами и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность, мониторинг личностного развития обучающихся.

2.2. Основными видами деятельности службы социально-психологической поддержки являются:

2.2.1. Психологическое просвещение - приобщение взрослых (воспитателей, преподавателей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

2.2.2. Психологическая профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся.

2.2.3. Психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

2.2.4. Психологическая диагностика - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

2.2.5. Психологическая коррекция - разработка рекомендаций для классных руководителей, мастеров п/о, учителей-предметников, родителей по индивидуальным траекториям развития обучающихся, программы психокоррекционной или развивающей работы с обучающимся, осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.

2.2.6. Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума.

2.2.7. Подготовка и проведение теоретических семинаров по проблемам возрастной и педагогической психологии и практические занятия по основам психодиагностики. Они направлены на теоретическое обоснование психологических методик, которые могут быть использованы учителями в своей практической деятельности. При этом раскрываются основные психологические понятия, на которых базируется изучаемая методика, вероятные результаты, которые могут быть получены с её помощью, их значимость. Практическая часть посвящается самодиагностике педагогов, это помогает каждому из них соотнести стандартные интерпретации с собственной рефлексией, а значит более, более вдумчиво подойти к формулированию выводов относительно развития каждого обучающегося. Накапливая информацию по всем обучающимся своей группы, преподаватель использует её для оптимизации учебно-воспитательной работы.

  1. 3.        Ответственность сотрудников службы социально-психологической поддержки.

3.1.            Сотрудники службы социально-психологической поддержки несут персональную ответственность за:

  • Поддержание в коллективе учащихся и работников колледжа благоприятного психологического микроклимата;
  • точность психологического диагноза;
  • адекватность диагностических и коррекционных методов;
  • ход и результаты работы с обучающимися;                               
  • обоснованность выдаваемых рекомендаций.                

3.2.            Сотрудники службы социально-психологической поддержки несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации Службы.

  1. 4.        Обязанности и права сотрудников психологической службы.

4.1. Сотрудники социально-психологической службы обязаны:

4.1.1. Руководствоваться Законодательством РФ, Уставом колледжа Положением о службе социально-психологической поддержки, этическим кодексом психолога и социального педагога.

4.1.2.  Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.

4.1.3.      Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией колледжа не реже 1 раза в полгода.

4.1.4.      Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.

4.1.5.  В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.

4.1.6. Работать в тесном контакте с администрацией, педагоги­ческим коллективом и родителями обучающимися.

4.1.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.

4.1.8.  Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию колледжа о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4.1.5 данного раздела Положения.

4.2. Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

4.2.1. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях комиссий и т.д.

4.2.2. Посещать уроки, внеклассные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся.

4.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.

4.2.4. Проводить в колледже групповые и индивидуальные психологические исследования по заданию администрации колледжа.

4.2.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях, на семинарах и конференциях.

4.2.6. Вести  работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.

4.2.7. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией в пределах норм и трудовых контрактов.

4.2.8. Обращаться  в случае необходимости напрямую или через администрацию колледжа с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи обучающимся.

4.2.9. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

4.2.10. Обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы.

4.2.11. Ставить перед администрацией колледжа, органами управления образованием вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса.

4.2.13.  Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.

4.2.14.  Взаимодействовать с коллегами других ОУ.

  1. 5.                 Программа деятельности службы социально-психологической поддержки

5.1. Основные направления развития службы социально-психологической поддержки рассматриваются с учетом специфики образовательного процесса в колледже. К особенностям обучения в колледже, определяющим специфику социально-психологической работы, можно отнести:

  • уровень преподавания учебных предметов в соответствие с профессиональной направленностью;
  • расширенный учебный план;
  • высокий профессиональный уровень педагогов;
  • высокий уровень требований к обучающемуся;                            
  • уровень загруженности обучающихся;   
  • особенности контингента;
  • необходимость проведения работы по наблюдению за личностным развитием обучающихся;
    • социальная среда колледжа, формирующаяся традициями колледжа, педколлективом, родительскими запросами, социальным уровнем семей.

5.2. Основной сферой деятельности психолога и социального педагога в такой среде является  процесс социально-психологической адаптации обучающихся, понимаемый как успешное взаимодействие и широкие воз­можности приспособления ребенка к внешней, социальной ситуации развития, то есть работа по созданию системы социально-психоло-гигиенических условий, способствующих успешной адаптации, обучению и развитию каждого обучающегося.

5.3. Основная цель деятельности службы социально-психологической поддержки - психологическое сопровождение обучающегося в процессе обучения и воспитания в соответствии с его особенностями индивидуально-личностного развития и индивидуальными запросами, проблемами, целями и задачами, ориентирование на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения.

5.4. В соответствии с этим в задачи службы социально-психологической поддержки включаются:

1) получение информации об обучающемся (диагностика его мотивов, целей, ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей и способностей, семейной ситуации развития и т.д.);

2) наблюдение за динамикой развития обучающегося (исследовательская работа и мониторинг);

3) оптимизирующее воздействие на индивидуальную траекторию развития через обучение психологическим знаниям и индивидуальную консультативную работу с обучающимся, достижение им способности к саморефлексии;

4) психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами, включающую в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетентности педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия конкретного обучающегося с конкретным преподавателем и родителем;

5) осуществляемый совместно с педагогами анализ учебной среды  с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для  обеспечения и развития обучающегося, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;

6) определение психологических критериев эффективного обучения и развития учащихся;

7) разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются  как условия успешного обучения и развития обучающихся;

8)                 приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

6.Основными видами деятельности социально-психологической службы являются:

6.1.Психодиагностика

Эта работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы для:

• составления социально-психологического портрета обучающегося (описания его ученического статуса);

  • · определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности  в обучении, общении  и  имеющим проблемы с психическим самочувствием; выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

6.2. Психокоррекционная и развивающая работа

Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность обучающегося.

Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития обучающихся, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и их  самосознание преимущественно средствами преподавания психологических знаний.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на учащегося с различными психологическими проблемами и на их решение.

6.3. Консультирование и просвещение обучающихся.

Психологическое просвещение обучающихся ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования обучающимися социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

 Консультирование обучающихся может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психолога и социального педагога с обучающимися в области консультирования могут быть решены следующие задачи:

• оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием;

• обучение учащихся навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

• оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

6.4. Консультирование и просвещение педагогов

В консультировании педагогов можно выделить три направления:

1) консультирование педагогов-предметников (классных руководителей) и мастеров п/о по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой социально-психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого обучающегося в процессе его обучения, а также определенных ученических групп;

3) социально-посредническая работа службы социально-психологической поддержки в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в учебных системах отношений: преподаватель-преподаватель, преподаватель - обучающийся, преподаватель-родители и др.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее организовать эффективный процесс предметного и производственного обучения обучающихся с содержательной и методической точек зрения, построить взаимоотношения с обучающимися и коллегами, осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками различных взаимодействий.

6.5. Консультирование и просвещение родителей

Основная цель этого вида работы - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.

6.6.Социально-диспетчерская деятельность

Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога-практика.

6.7. Информационная деятельность

Создание банка данных на различных носителях и обеспечение необходимой информацией субъектов образовательного процесса в пределах дозволенных сведений.

7. Взаимоотношения и связи по работе

7.1Сотрудники СПС осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями обучающихся ил лицами их заменяющими.

7.2 Заседания СПС проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.

7.3  Заседание СПС может быть поведено в экстренном порядке.

7.4Организация заседаний проводится в два этапа: подготовительный - сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций; основной - обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.

7.5  Место проведения - следующие кабинеты:

-    заместителя директора по воспитательной работе;

-    педагога-психолога;

-    социального педагога;

-    методический кабинет.

8. Документация и отчетность СПС

8.1 Социально-психологическая служба должна иметь следующую документацию:

-      годовой (перспективный) план работы СПС, утвержденный директором колледжа;

-    график работы педагога-психолога и социального педагога;

-    рабочий журнал педагога-психолога и социального педагога для учета консультаций;

-    бланки психологических запросов;

-    журнал социального педагога по учету индивидуальной работы с обучающимися;

-    социальные паспорта групп;

-    анализ (отчёт) работы педагога-психолога и социального педагога о проделанной работе (по итогам полугодия, года).

8.2           Рекомендации СПС доводятся до администрации на совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, инструктивно- методические совещания с педагогическим коллективом, заседания методических объединений и научно-методического Совета.

 

Прочитано 9435 раз