Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Тверской колледж им. Героя Советского Союза П. А. Кайкова»
Согласовано на Совете ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А. Кайкова» «_»______2013г.
|
Утверждаю Директор ГБП ОУ « Тверской колледж им. П.А. Кайкова _____________Г.А. Гудкова |
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе социально – психологической поддержки образовательного процесса ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А. Кайкова»
- 1. Общие положения.
1.1. Служба социально-психологической поддержки образовательного процесса - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности колледжа.
1.2 Служба социально-психологической поддержки является структурным подразделением колледжа.
1.3 Общее руководство организационной деятельностью службы социально-психологической поддержки осуществляет руководитель, который выбирается из членов, входящих в службу социально-психологической поддержки. Руководитель службы социально-психологической поддержки работает в тесном контакте и под кураторством заместителя директора по УВР.
1.4 Членами службы социально-психологической поддержки являются: педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители учебных групп.
1.5 Деятельность службы социально-психологической поддержки ориентирована как на обучающихся, так и на административных и педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья.
1.6Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже, а также психологическое обеспечение индивидуализации педагогического процесса.
1.7 Деятельность службы позволяет решать следующие задачи:
- Объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс;
- Создать психологически оптимальные условия для приобретения обучающимися социально-профессиональной компетентности;
- Помочь каждому обучающемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки и саморегуляции своих психических процессов;
- Помочь овладеть необходимыми психологическими знаниями, научить их работать с простейшими психодиагностическими методиками;
- Изучить воспитательный потенциал микросреды;
- Своевременное оказание социальной и правовой защиты социально нуждающимся категориям обучающихся;
- Дать родителям минимум психологических знаний, необходимых для того, чтобы помочь их детям успешно обучаться;
- Обеспечивать руководство колледжа комплексной психологической информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений;
- Готовить материал к проведению психолого-педагогических консилиумов и организовывать его работу.
1.8 Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов, настоящим Положением, программой социально-психологической службы, этическим кодексом психолога и социального педагога.
1.9 Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с обучающимися, их родителями, педагогическим коллективом, администрацией.
- 2. Основные направления и виды деятельности.
2.1. Основными направлениями деятельности службы являются:
2.1.1. Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, обучающихся и педагогов;
2.1.2. Прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса;
2.1.3. Научно-исследовательское направление: в соответствии с целями службы, разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с психологами и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность, мониторинг личностного развития обучающихся.
2.2. Основными видами деятельности службы социально-психологической поддержки являются:
2.2.1. Психологическое просвещение - приобщение взрослых (воспитателей, преподавателей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
2.2.2. Психологическая профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся.
2.2.3. Психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).
2.2.4. Психологическая диагностика - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.
2.2.5. Психологическая коррекция - разработка рекомендаций для классных руководителей, мастеров п/о, учителей-предметников, родителей по индивидуальным траекториям развития обучающихся, программы психокоррекционной или развивающей работы с обучающимся, осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.
2.2.6. Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума.
2.2.7. Подготовка и проведение теоретических семинаров по проблемам возрастной и педагогической психологии и практические занятия по основам психодиагностики. Они направлены на теоретическое обоснование психологических методик, которые могут быть использованы учителями в своей практической деятельности. При этом раскрываются основные психологические понятия, на которых базируется изучаемая методика, вероятные результаты, которые могут быть получены с её помощью, их значимость. Практическая часть посвящается самодиагностике педагогов, это помогает каждому из них соотнести стандартные интерпретации с собственной рефлексией, а значит более, более вдумчиво подойти к формулированию выводов относительно развития каждого обучающегося. Накапливая информацию по всем обучающимся своей группы, преподаватель использует её для оптимизации учебно-воспитательной работы.
- 3. Ответственность сотрудников службы социально-психологической поддержки.
3.1. Сотрудники службы социально-психологической поддержки несут персональную ответственность за:
- Поддержание в коллективе учащихся и работников колледжа благоприятного психологического микроклимата;
- точность психологического диагноза;
- адекватность диагностических и коррекционных методов;
- ход и результаты работы с обучающимися;
- обоснованность выдаваемых рекомендаций.
3.2. Сотрудники службы социально-психологической поддержки несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации Службы.
- 4. Обязанности и права сотрудников психологической службы.
4.1. Сотрудники социально-психологической службы обязаны:
4.1.1. Руководствоваться Законодательством РФ, Уставом колледжа Положением о службе социально-психологической поддержки, этическим кодексом психолога и социального педагога.
4.1.2. Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.
4.1.3. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией колледжа не реже 1 раза в полгода.
4.1.4. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.
4.1.5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.
4.1.6. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями обучающимися.
4.1.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
4.1.8. Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию колледжа о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4.1.5 данного раздела Положения.
4.2. Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
4.2.1. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях комиссий и т.д.
4.2.2. Посещать уроки, внеклассные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся.
4.2.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
4.2.4. Проводить в колледже групповые и индивидуальные психологические исследования по заданию администрации колледжа.
4.2.5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях, на семинарах и конференциях.
4.2.6. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.
4.2.7. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией в пределах норм и трудовых контрактов.
4.2.8. Обращаться в случае необходимости напрямую или через администрацию колледжа с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи обучающимся.
4.2.9. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.
4.2.10. Обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы.
4.2.11. Ставить перед администрацией колледжа, органами управления образованием вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса.
4.2.13. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.
4.2.14. Взаимодействовать с коллегами других ОУ.
- 5. Программа деятельности службы социально-психологической поддержки
5.1. Основные направления развития службы социально-психологической поддержки рассматриваются с учетом специфики образовательного процесса в колледже. К особенностям обучения в колледже, определяющим специфику социально-психологической работы, можно отнести:
- уровень преподавания учебных предметов в соответствие с профессиональной направленностью;
- расширенный учебный план;
- высокий профессиональный уровень педагогов;
- высокий уровень требований к обучающемуся;
- уровень загруженности обучающихся;
- особенности контингента;
- необходимость проведения работы по наблюдению за личностным развитием обучающихся;
- социальная среда колледжа, формирующаяся традициями колледжа, педколлективом, родительскими запросами, социальным уровнем семей.
5.2. Основной сферой деятельности психолога и социального педагога в такой среде является процесс социально-психологической адаптации обучающихся, понимаемый как успешное взаимодействие и широкие возможности приспособления ребенка к внешней, социальной ситуации развития, то есть работа по созданию системы социально-психоло-гигиенических условий, способствующих успешной адаптации, обучению и развитию каждого обучающегося.
5.3. Основная цель деятельности службы социально-психологической поддержки - психологическое сопровождение обучающегося в процессе обучения и воспитания в соответствии с его особенностями индивидуально-личностного развития и индивидуальными запросами, проблемами, целями и задачами, ориентирование на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения.
5.4. В соответствии с этим в задачи службы социально-психологической поддержки включаются:
1) получение информации об обучающемся (диагностика его мотивов, целей, ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей и способностей, семейной ситуации развития и т.д.);
2) наблюдение за динамикой развития обучающегося (исследовательская работа и мониторинг);
3) оптимизирующее воздействие на индивидуальную траекторию развития через обучение психологическим знаниям и индивидуальную консультативную работу с обучающимся, достижение им способности к саморефлексии;
4) психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами, включающую в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетентности педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия конкретного обучающегося с конкретным преподавателем и родителем;
5) осуществляемый совместно с педагогами анализ учебной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обеспечения и развития обучающегося, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
6) определение психологических критериев эффективного обучения и развития учащихся;
7) разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития обучающихся;
8) приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
6.Основными видами деятельности социально-психологической службы являются:
6.1.Психодиагностика
Эта работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы для:
• составления социально-психологического портрета обучающегося (описания его ученического статуса);
- · определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием; выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
6.2. Психокоррекционная и развивающая работа
Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность обучающегося.
Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития обучающихся, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и их самосознание преимущественно средствами преподавания психологических знаний.
Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на учащегося с различными психологическими проблемами и на их решение.
6.3. Консультирование и просвещение обучающихся.
Психологическое просвещение обучающихся ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования обучающимися социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.
Консультирование обучающихся может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психолога и социального педагога с обучающимися в области консультирования могут быть решены следующие задачи:
• оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием;
• обучение учащихся навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
• оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
6.4. Консультирование и просвещение педагогов
В консультировании педагогов можно выделить три направления:
1) консультирование педагогов-предметников (классных руководителей) и мастеров п/о по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой социально-психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого обучающегося в процессе его обучения, а также определенных ученических групп;
3) социально-посредническая работа службы социально-психологической поддержки в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в учебных системах отношений: преподаватель-преподаватель, преподаватель - обучающийся, преподаватель-родители и др.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее организовать эффективный процесс предметного и производственного обучения обучающихся с содержательной и методической точек зрения, построить взаимоотношения с обучающимися и коллегами, осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками различных взаимодействий.
6.5. Консультирование и просвещение родителей
Основная цель этого вида работы - создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.
6.6.Социально-диспетчерская деятельность
Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога-практика.
6.7. Информационная деятельность
Создание банка данных на различных носителях и обеспечение необходимой информацией субъектов образовательного процесса в пределах дозволенных сведений.
7. Взаимоотношения и связи по работе
7.1Сотрудники СПС осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями обучающихся ил лицами их заменяющими.
7.2 Заседания СПС проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы.
7.3 Заседание СПС может быть поведено в экстренном порядке.
7.4Организация заседаний проводится в два этапа: подготовительный - сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций; основной - обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.
7.5 Место проведения - следующие кабинеты:
- заместителя директора по воспитательной работе;
- педагога-психолога;
- социального педагога;
- методический кабинет.
8. Документация и отчетность СПС
8.1 Социально-психологическая служба должна иметь следующую документацию:
- годовой (перспективный) план работы СПС, утвержденный директором колледжа;
- график работы педагога-психолога и социального педагога;
- рабочий журнал педагога-психолога и социального педагога для учета консультаций;
- бланки психологических запросов;
- журнал социального педагога по учету индивидуальной работы с обучающимися;
- социальные паспорта групп;
- анализ (отчёт) работы педагога-психолога и социального педагога о проделанной работе (по итогам полугодия, года).
8.2 Рекомендации СПС доводятся до администрации на совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, инструктивно- методические совещания с педагогическим коллективом, заседания методических объединений и научно-методического Совета.