Собеседование/интервью – ключевой инструмент отбора кандидата, его цель – получить информацию, необходимую для выбора кандидата, соответствующего требованиям вакансии.
Тщательно подготовьтесь к встрече с потенциальным работодателем:
Постарайтесь собрать максимум сведений о компании и о возможной работе.
Возьмите с собой все необходимые документы (копии дипломов, свидетельств, резюме и др.)
Приготовьте список рекомендующих Вас лиц (Ф.И.О., должности, тел.), предварительно согласовав это с ними.
Предварительно уточните точное местоположение организации и дорогу, чтобы не опаздывать.
Будьте готовы к тому, что собеседование может затянуться, располагайте достаточным временем.
Придерживайтесь делового стиля в одежде.
Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьте свои ответы.
Подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда.
Запишите вопросы, которые Вы хотите задать, если вам представится такая возможность.
Правила делового этикета, самопрезентация во время собеседования
Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе. Хорошая самопрезентация на собеседовании – это норма, так же как и хорошее резюме.
На что обращают внимание представители работодателя при первой встрече с кандидатом
Пунктуальность |
Насколько точно пришел к назначенному времени, дает первичную информацию о наличии (отсутствии) у него собранности и умения планировать свои действия |
Внешний вид |
Информация о социальной группе, с которой идентифицирует себя кандидат, об аккуратности и склонности к соблюдению социальных норм, дисциплинированности |
Невербальные средства общения (жесты, позы, мимика) |
Следует избегать «закрытых поз» - работодатель интуитивно почувствует вашу настороженность, неуверенность в себе. Многие другие жесты, которые мы используем бессознательно, также могут выдать внимательному собеседнику наши подлинные мысли и намерения: например, чрезмерная жестикуляция руками, постукивание пальцами по столу, дрожание рук, вращение ручки и пр. свидетельствуют о волнении (это может означать, что человек в ответственных ситуациях не в состоянии контролировать свои эмоции) |
Вербальные средства общения (коммуникативные умения и навыки) |
Словарный запас, темп речи, умение правильно строить фразы, ориентация на состояние и интересы собеседника, умение кандидата установить и поддерживать во время беседы контакт. Следите за своей речью, прежде чем что-либо сказать, необходимо учесть возможный смысл сказанного, так как одна и та же фраза может иметь различный смысл для разных людей в разных ситуациях. |
Интеллектуальный уровень |
Построение логических умозаключений, как кандидат соотносит смысл вопроса, обращенный к нему, с формой и полнотой формулировки ответа |
Мотивация профессионального выбора |
Что является реальной причиной устройства на работу |
Кандидаты часто пренебрегают элементарными правилами делового этикета, что может быть одной из причин отказа в работе.
Следует помнить простые, но важные правила:
1.Будьте пунктуальны - опоздания свидетельствуют о том, что на опаздывающего человека нельзя положиться. Нужно тщательно рассчитывать время, необходимое для дороги, причем выделять его с запасом на непредвиденные осложнения (например, пробки на дорогах). Лучше приехать раньше, погулять и продумать ход собеседования.
2.Если Вы опаздываете, обязательно свяжитесь с представителем работодателя и сообщите ему об этом. В случае невозможности явиться на собеседование, извинившись, сообщите об этом представителю работодателя и договоритесь о переносе встречи на другое время.
3.Если изменилась ситуация (передумали, появилось более привлекательное предложение и пр.), сообщите об этом представителю работодателя, можно без объяснения причин.
4.Придя в офис, будьте со всеми вежливы и терпеливы, добросовестно заполняйте все анкеты и формуляры, которые вам предложат.
5.Обязательно отключите звук мобильного телефона.
6.Помните, что работодатель в первые секунды общения делает для себя определенные выводы по тем факторам, которые в совокупности составляют первое впечатление о человеке при встрече:
-по походке, осанке, манере держаться и представляться, по жестам,
-по первым сказанным фразам, громкости, тембру голоса,
-а также по одежде, прическе, аккуратности.
7.Искренне делайте комплименты компании (для этого необходимо заранее собрать максимум информации) и ее сотрудникам (вежливые секретари, внимательные охранники, пунктуальные менеджеры по персоналу и т.д.). Своей похвалой старайтесь повысить чувство собственной значимости у представителя работодателя и гордости за компанию.
8.Улыбайтесь - улыбающийся человек вызывает у окружающих ответную улыбку и желание общаться.
Общие рекомендации по правилам поведения на собеседовании:
1.На каждом собеседовании необходимо иметь блокнот и ручку.
2.Представьтесь в начале собеседования (желательно с визитной карточкой), поинтересуйтесь, как зовут собеседника и обращайтесь к представителю работодателя по имени.
3.Держите зрительный контакт.
4.Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивая.
5.Если Вы не уверены, что поняли вопрос, не стесняйтесь уточнить (“Правильно ли я Вас понял(а), что…”).
6.Отвечая по существу, избегайте многословия.
7.Отвечая, будьте объективны и правдивы, но не слишком откровенничайте.
8.При необходимости сообщать о себе негативную информацию, не отрицайте фактов, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их позитивной информацией о себе.
9.Держитесь с достоинством, старайтесь производить впечатление успешного человека.
10.Старайтесь найти общие точки и говорить с представителем работодателя о том, что его интересует (чем Вы можете быть полезны компании), умейте слушать и слышать (получайте информацию).
11.Если Вам предложат возможность самим задавать вопросы, обязательно задавайте, но не увлекайтесь (2-3 вопроса). Задавая вопросы, интересуйтесь содержанием работы и условиями успешного ее выполнения.
12.Обязательно уточните, как вы узнаете о результате, постарайтесь обговорить право позвонить самому.
13.Завершая собеседование, не забудьте об обычных правилах вежливости.