В ГБП ОУ "Тверской колледж им. П. А. Кайкова" действует социально-психологическая служба, основной целью деятельности которой, является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации студентов в процессе обучения в колледже, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Деятельность социально-психологической службы колледжа основывается на строгом соблюдении международных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства Российской Федерации, решений органов управления образования различного уровня и др.
Цели социально-психологической службы:
- оказание комплексной социально-психологической поддержки студентов;
- обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в колледже;
- социальная защита студентов, их развитие, воспитание, образование.
Задачи социально-психологической службы:
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
- формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
- обеспечение социально-психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
- повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса;
- выявление интересов и потребностей студентов, уровня их социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- обеспечение социально-психологической безопасности;
- формирование мотивации на отказ от противоправных действий.
Принципы деятельности социально-психологической службы колледжа:
- приоритет прав и интересов, обучающихся в колледже;
- личностно-ориентированный подход;
- гуманистический характер деятельности;
- доступность в обследовании и индивидуальных консультациях;
- конфиденциальность.
Педагог-психолог проводит: психологическое обследование студентов и учащихся и на основе полученных результатов, а так же по запросам родителей и педагогов осуществляет коррекционно-развивающую работу.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности обучающихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми и детьми-сиротами, и детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей студентов различных возрастных категорий.
Примерный перечень вопросов, по которым можно обратиться в социально-психологическую службу:
- проблемы адаптации;
- неуверенность в себе;
- межличностные отношения (с родителями, друзьями, преподавателями, противоположным полом);
- семейные проблемы, взаимоотношения с родителями;
- психологическая поддержка в период подготовки к экзаменам;
- преодоление стресса;
- реализация льгот предусмотренных государством для студентов, имеющих социальный статус: льготный проезд, льготное питание, получение денежных компенсаций;
- конфликтные ситуации и многое другое.
Социально-психологическая служба регулярно реализует множество мероприятий, способствующих быстрой и успешной адаптации обучающихся, а также созданию благоприятного социально-психологического климата как внутри отдельных групп, так и в образовательном учреждении в целом. Регулярно проводится мониторинг психического состояния обучающихся. Студенты привлекаются к познавательной и творческой работе, что положительно отражается на их социально-психологических показателях.