ГБП ОУ “Тверской Колледж
им. Героя Советского Союза
П. А. Кайкова”

ПН-СБ: 8:00 - 16:45
ВС: выходной

info@kaikova.ru

( 4822 ) 52 - 78 - 02

( 4822 ) 79 - 07 - 30

Электронная приёмная

Специальности колледжа

Положение о выпускной письменной экзаменационной работе

I.   Общие положения.

  1. Письменная экзаменационная работа является самостоятельной работой студента на заключительном этапе обучения ступени НПО, усиливает технологичность учебного процесса, ориентирует его на индивидуализацию учебной деятельности.
  2. Содержание и качество письменной экзаменационной работы позволяет судить не только об уровне теоретических знаний и общем развитии студента, но и о способности выпускников самостоятельно применять эти знания для решения сложных производственных задач.
  3. В ходе выполнения письменной экзаменационной работы выпускники должны показать умение пользоваться не только учебниками и учебными пособиями, но и современным справочным материалом, специальной технической литературой, каталогами, стандартами, нормативными документами.
  4. Письменная экзаменационная работа должна выявить степень освоения общепрофессиональных  и междисциплинарных курсов профессиональных модулей студентом, его знания современной техники и технологии, использование учебной, технической и нормативной литературы по профессии.
  5. В ходе выполнения письменной экзаменационной работы студент должен показать свою подготовленность в технологических процессах, а также в вопросах охраны труда, в применении материалов, инструментов и оборудования.

 Выпускная письменная экзаменационная работа

 Выпускная письменная экзаменационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) предприятий, организаций-заказчиков рабочих кадров. При выходе на производственную практику каждый студент получает тему выпускной письменной экзаменационной работы, в соответствии с оборудованием, имеющимся на данном рабочем месте. Выпускная письменная экзаменационная работа, являясь завершающим этапом подготовки, должна показать готовность студента квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной рабочей профессии.

Темы письменных экзаменационных работ разрабатываются преподавателями специальных дисциплин совместно с мастерами производственного обучения, рассматриваются методическими объединениями, утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. За полгода до итоговой аттестации до сведения студентов доводят перечень тем письменных экзаменационных работ. Темы письменных экзаменационных работ должны содержать реальные задачи, которые приходится решать на производстве, соответствовать содержанию предвыпускной производственной практики, выпускным практическим квалификационным работам, а также объему знаний, умений и навыков, предусмотренных ФГОС. Темы должны отражать комплексный характер работ. Название темы должно быть кратким, отражающим основное содержание работы, иметь четкую целевую направленность. Название темы письменной экзаменационной работы во всех документах должно приводиться без каких-либо изменений, сокращений и искажений.

Задание для письменной экзаменационной работы выдается на соответствующем бланке. В задании приводится список рекомендуемой литературе, необходимой для выполнения письменной экзаменационной работы. Перечень вопросов, подлежащих разработке, определяется темой конкретной письменной экзаменационной работы. Согласно «Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений СПО», пояснительная записка должна содержать:

  • описание технологического процесса;
  • виды применяемых материалов;
  • краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений;
  • описание параметров режимов ведения процесса;
  • экономический аспект;
  • вопросы организации рабочего места и охраны труда.

В процессе выполнения письменной экзаменационной работы студенты должны получать необходимую помощь от руководителя письменной экзаменационной работы, консультантов, мастеров производственного обучения. Индивидуальные консультации рекомендуется проводить в виде бесед, в присутствии других студентов, что дает возможность ознакомить большое количество студентов с общими требованиями по выполнению письменной экзаменационной работы, избежать повторений и проанализировать наиболее характерные ошибки при выполнении работы.

В период подготовки письменных экзаменационных работ в кабинетах специальных дисциплин должны быть оформлены стенды «В помощь выпускнику», где размещают:

  • перечень тем письменных экзаменационных работ;
  • образец оформления титульного листа пояснительной записки;
  • образец оформления листов пояснительной записки;
  • образцы оформления графической части;
  • список рекомендуемой литературы;
  • график проведения индивидуальных консультаций;
  • процентное распределение времени на выполнение частей письменной экзаменационной работы.

Учет и контроль участия  выпускников в консультативных занятиях ведется в графах журнала теоретического обучения, где для всех консультантов отводится определенные страницы. Руководитель за месяц до начала итоговой аттестации проверяет выполненные письменные экзаменационные работы и представляет письменный отзыв, в котором:

  • дает общую характеристику письменной экзаменационной работы;
  • отмечает соответствие заданию по объему и степени разработки основных разделов работы;
  • отмечает положительные стороны работы;
  • указывает на недостатки в пояснительной записке, а также в ее оформлении;
  • характеризует графическую или творческую часть работы;
  • отмечает степень самостоятельности студента при разработке вопросов темы.

Структура выпускной письменной экзаменационной работы

  1. Титульный лист.
  2. Задание на выполнение выпускной письменной экзаменационной работы.
  3. Содержание.
  4. Пояснительная записка.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
  7. Приложения.

II. Основные требования к выпускной письменной экзаменационной работе

  1. Соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность.
  2. Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме.
  3. Необходимая глубина исследования и убедительность аргументации.
  4. Конкретность представления практических результатов работы.
  5. Корректное изложение материала и грамотное оформление работы.

Титульный лист является первым листом документа, единую форму которого устанавливает ГОСТ 2.105-79. Титульный лист выполняется на листах формата А4 размером 210 х 297 мм. Тема письменной экзаменационной работы заполняется прописными буквами. В правой части рекомендуется помещать фамилии и инициалы руководителя, консультантов и исполнителя (исполнителей – в случае групповой работы), их подписи и даты. Заполняются строчными буквами.

Размер полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. При подготовке выпускной письменной экзаменационной работы с помощью принтера следует учесть, что высота букв должна быть не менее 1,8 мм, а каждая страница содержать 30 строк по 60 знаков в строке, включая знаки препинания и пробелы между словами (1800 знаков). Опечатки или графические неточности можно исправлять с помощью специальных корректирующих средств черными чернилами. На странице не должно быть более пяти исправлений.

В пояснительной записке письменной экзаменационной работы «Содержание» размещается после листа задания. Содержание включается в общее количество листов пояснительной записки. Нумерация страниц пояснительной записки должна быть сквозной. Первой страницей пояснительной записки является титульный лист. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом углу основной надписи. На титульном листе и на странице, где помещено задание, номер страницы не проставляется. Например, если пояснительной записке по порядку идут титульный лист, лист задания, содержание, то на первой странице содержания ставят порядковый   номер 3, после этого идет сквозная нумерация страниц до окончания текстового документа, включая и список литературы.

Слово «Содержание» записывается в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записываются строчными буквами (кроме первой прописной).

К текстовым документам письменных экзаменационных работ относятся: пояснительная записка, спецификации и другие материалы, входящие в состав работы.

Текстовые документы выполняются с помощью компьютера. Распечатки должны соответствовать формату документа, в который они вкладываются.

Текстовые документы выполняются на листах белой бумаги размером 210 х 297 мм (формат А4). Рабочее поле каждого листа ограничивается рамкой: с левой стороны листа – 200 мм (для брошюровки), от остальных сторон – 5 мм.

Расстояние от рамки формата до границ текста следует оставлять: в начале строки не менее 5 мм, в конце строки не менее 3 мм.

Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки формата должно быть не менее 10 мм. Формат Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,5.

На первом листе, где указывается заголовок раздела, в нижней части листа выполняется основная надпись (штамп) по форме ГОСТ Р21.1101-92 (СПДС) (форма 1).

Форма 1.

 

 

 

 

Письменная экзаменационная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Стадия

Лист

Листов

Преподаватель

Фамилия

Подпись

Дата

У

 

 

 

 

 

 

ГБОУ СПО Тверской колледж им. П.А. Кайкова Профессия____________

Группа № _____

 

Студент

Фамилия

Подпись

Дата

 

 

 

 

 

На последующих листах пояснительной записки основная надпись выполняется               по форме 2:

Форма 2.

Письменная экзаменационная работа ___________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Лист

 

 

Текст пояснительной записки при необходимости разделяют на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также должна ставиться точка. Например:

  1. Название 1 раздела

1.1. Название 1 подраздела

1.2. Название 2 подраздела

  1. Название 2 раздела

Подразделы, как и разделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если пояснительная записка не имеет подразделов, то нумерация пунктов в ней должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номера раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта также ставится точка.

Наименования разделов и подразделов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Наименования разделов записываются в виде заголовков (симметрично тексту) прописными (заглавными) буквами. Наименования подразделов записываются в виде заголовка строчными буквами, кроме первой прописной. Заголовки должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.

Каждый раздел пояснительной записки рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Текст пояснительной записки должен излагаться кратко, технически и стилистически грамотно.

Объем пояснительной записки составляет 15 – 20 страниц.

Условные буквенные обозначения математических, физических и других величин, условные графические обозначения, а также сокращения слов в тексте и подписях под рисунками должны соответствовать Государственным стандартам.

В текстовом документе необходимо делать ссылки на источники. Если исполнитель документа ссылается на ранее полученные исходящие или расчетные данные, имеющиеся выше в пояснительной записке, то ссылки выполняются в круглых скобках и сопровождаются словом «смотри» Например: (см. с. 6), (см. табл. 2.4) и т.д.

Если ссылаются на данные, расположенные ниже в пояснительной записке, то слово «смотри» не пишется. Например: (табл. 4.5.), (рис. 2.1.) и т.д.

Изложение текста должно идти от первого лица множественного числа (принимаем, определяем). Может быть использована безличная форма глагола (принимается, определяется) и т.п.

В качестве иллюстраций в пояснительной записке могут быть использованы графики и рисунки, выполненные тушью или пастой (черной), фотоснимки с натуры, иллюстрации, полученные с помощью множительной техники.

Иллюстрировать выпускную письменную экзаменационную работу следует обязательно. При этом необходимо руководствоваться тщательно продуманным тематическим планом, который поможет избавиться от случайных иллюстраций. Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту.

Все иллюстрации, если их в пояснительной записке более одной, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: рис. 1.1., рис. 1.2. Ссылку в тексте на рисунок дают в конце предложения в скобках.

Цифровой материал следует оформлять в виде таблиц. Таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. После таблицы располагается обобщающий абзац типа: «Из таблицы видно, что…».

Над таблицей помещают заголовок, который пишут чертежным шрифтом (буквы строчные, кроме первой прописной) размером 5 мм и не подчеркивают. Ссылки на таблицы в тексте пишут так: (см. табл. 1.1.) или «приведенные в табл. 1.2.» и т.д. Таблицы последовательно нумеруют арабскими цифрами по всему тексту выпускной письменной экзаменационной работы. Порядковый номер таблицы необходим для ее связи с текстом. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица …» с указанием ее порядкового номера без значка № перед первой цифрой и точки после номера (например, «Таблица 17»).

Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают над таблицей ниже надписи «Таблица 17!. Они печатаются с прописной буквы. При переносе таблицы на следующую страницу нумерацию граф следует повторить, а справа поместить надпись «Продолжение таблицы 17». На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Не допускается помещать в тексте выпускной письменной экзаменационной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.

Спецификации составляют на отдельных листах формата А4 по формам, соответствующим ГОСТу 2.108-68.

При оформлении пояснительной записки в формулах в качестве символов следует применять единые обозначения. Все формулы, если их в документе более одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела.

Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Номер  указывают в круглых скобках на уровне формулы с правой стороны листа, на расстоянии не менее 3 мм до рамки. Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках, например: … в формуле (2.1.) …

Для написания формулы между строками текста оставляют не менее 16 мм чертежным шрифтом № 3, 5.

Формулы располагают по центру листа, симметрично тексту. Порядок написания формулы и ее решения следующий: пишут символами формулу, после нее – знак равенства, затем подставляют числовые значения величин, входящих в формулу, после чего снова ставят знак равенства, а затем результат вычислений и размерность в сокращенном варианте. Если формула и подставленные в нее числовые выражения не помещаются на одной строке, то запись можно переносить на другую строку, применив для этого математические правила и знаки переноса.

Примечания следует использовать в тексте работы, если необходимо сделать какие-либо разъяснения, дать определения или перевод терминов, указать источник информации. Примечания могут быть внутритекстовыми (помещаются в круглых скобках) или подстрочными (оформляются как подстрочная сноска). Подстрочное примечание располагается внизу страницы, меньшим размером шрифта и отделяется от основного текста прямой линией.

Если рисунки и таблицы располагаются на отдельных листах, их необходимо включать в общую нумерацию. Если формат листа, на котором расположены рисунок или таблица, превышает формат А4, лист также следует учитывать как одну страницу. Номер страницы в этих случаях можно не проставлять.

В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания работы и носят обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи выпускной письменной экзаменационной работа полностью достигнуты. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

Объем заключения составляет, примерно, 2 – 5 страниц. На последней странице заключения студент проставляет дату окончания работы и подпись.

Список литературы и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию. Страницу с перечнем использованной литературы помещают в конце пояснительной записки.

В конце текстового документа приводится список литературы, в который включаются все использованные источники, расположенные в алфавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами и содержать не менее 20 наименований литературных источников. В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые, фактически не были использованы при подготовке выпускной письменной экзаменационной работы.

Законодательные и нормативные источники размещают по алфавиту в начале списка; иностранные источники – после перечня всех источников, написанных на русском языке (или переводных). Сведения о книгах (учебниках, справочниках, методических руководствах и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а далее указывать: и др.

Список литературы имеет общую нумерацию, т.е. каждый источник имеет свой номер, который указывается в ссылке на странице выпускной письменной экзаменационной работы. При указании в основном тексте источника, страница источника заключается в квадратную скобку. Например: [25, с. 55], означает: 25 источник, 55 страница. Размещать ссылки на литературный источник в нижней части страницы не следует. Там можно разместить примечания, оформленные как сноски.

Приложения располагаются после списка использованной литературы. Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть выпускной письменной экзаменационной работы (таблицы, схемы, заполненные формы отчетности, инструкции, распечатки, фрагменты нормативных документов и т.д.).

Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстрации, определяется по согласованию с руководителем выпускной письменной экзаменационной работы.

Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» с соответствующим порядковым номером, например:   ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Если в приложении используется документ или инструкция, в правом верхнем углу вписывают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ…», проставляют его номер, а страницы нумеруют в общем порядке.

В содержание (план) выпускной письменной экзаменационной работы приложения включаются в виде самостоятельной рубрики одной строкой «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Графическая часть письменной экзаменационной работы, в зависимости от сложности и объема, выполняется на листах чертежной бумаги формата А1 (594 х 841 мм), А2 (420 х 594 мм), А3 (297 х 420 мм) тушью (черной) или карандашом, а так же с помощью компьютера.

Все чертежи графической части должны выполняться при строгом соблюдении требований стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС) и других нормативных документов. Если в работах необходимо выполнить различные схемы, то каждый вид и тип схем выполняется согласно установленным для них ГОСТам. Размеры условных графических обозначений элементов схем автоматизации определяется ГОСТ 2.247-68.

Распределение графической части по листам, компоновка листов, а также выбор масштаба согласуется с руководителем письменной экзаменационной работы или консультантом по черчению.

Готовая выпускная письменная экзаменационная работа с внесенными исправлениями в соответствии с замечаниями руководителя, оформленная согласно изложенным требованиям и отредактированная, - должна быть переплетена.

Переплетенная и подписанная студентами выпускная письменная экзаменационная работа передается руководителю для окончательного контроля и подготовки рецензии. Полностью готовая выпускная письменная экзаменационная работа вместе с рецензией сдается студентом заместителю директора по УПР для окончательного контроля и подписи. Если выпускная письменная экзаменационная работа подписана, то она включается в приказ о допуске к защите. Рецензия в выпускную письменную экзаменационную работу не подшивается. Подписанная зам. директора по УПР работа лично представляется студентом аттестационной комиссии в день защиты.

Перечень документов, необходимых для проведения защиты выпускных письменных экзаменационных работ:

  1. Приказ директора о проведении итоговой аттестации.
  2. Приказ директора о создании аттестационной комиссии для проведения итоговой аттестации студентов.
  3. Приказ директора о допуске студентов к итоговой аттестации.
  4. Приказ об организации выполнения письменных экзаменационных работ студентами выпускных групп.
  5. Перечень тем письменных экзаменационных работ, утвержденный на заседании методического объединения.
  6. График контроля выполнения письменных экзаменационных работ.
  7. Расписание проведения защиты письменных экзаменационных работ.
  8. Журналы теоретического и производственного обучения за период обучения.
  9. Сводная ведомость успеваемости студентов.
  10. Производственные характеристики, дневники учета выполнения учебно-производственных работ, наряды на выполнение выпускных практических квалификационных работ, перечень выпускных практических квалификационных работ, протокол проведения работ.
  11. Протокол итоговой аттестации.

Выпускнику в процессе защиты разрешается пользоваться пояснительной запиской. Студент должен свободно ориентироваться в своей выпускной письменной экзаменационной работе.

Мастер производственного обучения зачитывает производственную характеристику студента и сообщает разряд выполненной выпускной практической квалификационной работы, процент выполнения нормы выработки и полученную оценку, передает характеристику и наряд на выполненную квалификационную работу в комиссию. Председатель комиссии разрешает выпускнику начать доклад по защите темы письменной экзаменационной работы.

Доклад должен быть кратким (5 – 8 мин), конкретным, интересным с профессиональной точки зрения. В выступлении необходимо корректно использовать демонстрационные материалы (плакаты), которые усиливают доказательность выводов и облегчают восприятие доклада.

В докладе рекомендуется отразить:

  • актуальность темы;
  • цель выпускной квалификационной работы;
  • задачи, решаемые для достижения этой цели;
  • суть проведенного исследования;
  • выявленные в процессе анализа недостатки.

Выступление должно содержать: сведения по основным разделам пояснительной записки, разбор, обоснование и доказательство графической и технической частей работы. Доклад должен продемонстрировать приобретенные обучающимися навыки самостоятельной работы, необходимые современному квалифицированному рабочему.

После окончания защиты аттестационная комиссия обсуждает результаты и объявляет итоги защиты письменных экзаменационных работ с указанием оценки, полученной на экзамене каждым выпускником, и присвоенного разряда по профессии (профессиям).

При рассмотрении комиссией вопросов о присвоении тарифного разряда по профессии (профессиям) и выдаче документа об уровне образования необходимо учитывать: доклад студента на защите письменной экзаменационной работы; ответы на дополнительные вопросы; итоги успеваемости и посещаемости по предметам учебного плана; выполнение программы производственного обучения; результаты выпускной практической квалификационной работы; данные производственной характеристики.

В завершение выпускникам задается вопрос о возможных претензиях к работе комиссии, при наличии таковых, дается доказательный ответ.

По результатам итоговой аттестации выпускникам присваивается квалификация по профессии и выдается документ государственного образца об уровне образования и квалификации.

 

 

 

Прочитано 12602 раз