«УТВЕРЖДАЮ»
Директор колледжа
__________________Г.А.Гудкова
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
«УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа __________________Г.А.Гудкова |
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение является нормативным правовым документом, регламентирующим порядок организации обучения студентов (обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А.Кайкова» (далее - колледж).
1.2. Настоящее положение обеспечивает реализацию прав студентов с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования и социальной адаптации в условиях в ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А.Кайкова»
1.3. Настоящее положение разработано па основе следующих нормативных документов:
- Конституция Российской Федерации; Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;
- Закон «Об образовании в РФ» 273-Ф3;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11,1995 N 181-ФЗ (ред. от 25.11.2013);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
1.4. В колледже реализуется организационная модель полной образовательной интеграции (включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в группы нормально развивающихся студентов (обучающихся с сохранными психофизическими функциями). Она позволяет лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья, использовать образование, как наиболее эффективный механизм развития личности, повышения своего социального статуса. Профессиональное образование превращает лиц с ОВЗ из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан. Модель реализует право на профессиональную реабилитацию, которая позволяет повысить конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда и создает основу для равных возможностей, которое закреплено в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
1.5. Под профессиональной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья понимается процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.6. Ответственными за реализацию настоящего Положения являются руководители структурных подразделений в пределах своих компетенций, закрепленных в должностных инструкциях.
2. Цель, принципы и задачи профессионального образования студентов с ОВЗ в ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А.Кайкова»
2.1 Цель: создание условий для профессионального образования студентов с ОВЗ в ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А.Кайкова»:
-эффективное и качественное формирование обще трудовых и профессиональных умений и навыков;
-подготовка студентов с ОВЗ к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
-создание эмоционального комфорта, вхождение в студенческое общество;
-профилактика проявлений дезадаптивных черт личности.
2.2 Принципы:
- адекватность содержания и форм реабилитационно-педагогической поддержки целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- опора на интегративный (смешанный) студенческий коллектив студентов с ОВЗ и лиц, не имеющих инвалидности;
- опора на собственную целенаправленную активность студентов с ОВЗ в профессионально-образовательной сфере;
- учет индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала студентов с ОВЗ;
- направленность на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов;
- непрерывность реабилитационно-педагогической поддержки студентов с ОВЗ в рамках учебно-образовательного процесса.
2.3 Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создание условий для доступности профессионального образования студентов с ОВЗ в организационно-педагогических условиях колледжа и обеспечения их качественного образования;
- обеспечение совместного обучения студентов с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;
- развитие системы диагностики для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута студента;
- повышение квалификации педагогических кадров для работы со студентами с ОВЗ в колледже;
- создание безбарьерной образовательной среды; - создание и укрепление межведомственного взаимодействия по оказанию индивидуальной реабилитационной поддержки каждому студенту с ОВЗ:
- разработка финансового механизма организации образовательной деятельности студента с ОВЗ в колледже, с учетом необходимого объема финансирования его особых потребностей.
3. Направления деятельности колледжа по организации профессионального образования студентов с ОВЗ в ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А.Кайкова»
3.1. Создание безбарьерной образовательной среды - обеспечение беспрепятственного доступа студентов с ОВЗ в колледж, а также обеспечение организации образовательного процесса студентов с ОВЗ специальными средствами:
- материально-техническое оснащение учебного процесса, с учетом особых образовательных потребностей;
- формирование комфортной психологической среды, позволяющей студенту с ОВЗ комфортно чувствовать себя в организационно-педагогических условиях колледжа;
- доступ студентов с ОВЗ к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;
- коррекция поведения студентов с ОВЗ и студентов с нормальным развитием в условиях колледжа;
- формирование интеграционной среды;
- обеспечение доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом.
3.2. Просветительно-воспитательная работа:
- повышение просвещенности всех участников образовательного процесса, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укрепление уважение прав и достоинства инвалидов;
- борьба со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;
- развертывание и ведение эффективных общественно-просветительных кампаний;
- воспитание уважительного отношения к правам инвалидов;
- продвижение воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам.
3.3. Комплексная помощь студентам с ограниченными возможностями в развитии:
- обеспечение непрерывного комплексного психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ;
- оказание помощи в составлении и реализации индивидуального образовательного маршрута, в том числе с использованием технологий дистанционного образования;
- сопровождение основных направлений профессиональной реабилитации инвалидов: профессиональной ориентации, профессионального обучения и образования, содействии в трудоустройстве, производственной адаптации.
3.4. Программно-методическое сопровождение обучения студентов с ОВЗ:
- разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями студента с ОВЗ;
- разработка методических материалов, в том числе электронных, учитывающих специфику нарушения в развитии студента с ОВЗ.
3.5. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование студентов с ОВЗ:
- формирование службы психолого-педагогического сопровождения студента с ОВЗ в колледже;
- сопровождение педагогов, осуществляющих образовательный процесс студентов с ОВЗ через формирование программ специального обучения педагогов;
- поддержка и помощь в работе общественных организаций, решающих вопросы организации профессионального образования студентов с ОВЗ.
4. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
4.1. Содержание профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в колледже определяются образовательной программой той группы, в которую зачислен студент. Программа при необходимости может быть адаптированной, Адаптированная образовательная программа разрабатывается при наличии заявления со стороны студента (родителей, законных представителей) и медицинских показаний.
4.2. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
4.3. Колледжем создаются специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, предоставление услуг педагога - психолога, оказывающего обучающимся необходимую помощь в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищённости обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.
В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья колледжем обеспечивается:
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению при наличии студентов с ОВЗ данного типа и нуждающихся в создании специальных условий:
- адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов.
5. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональная образовательная организация должна создать фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
6. Выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности.
При определении мест прохождения учебной и производственной практик обучающимся, имеющим инвалидность, профессиональная образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медикосоциальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых лицами с ограниченными возможностями здоровья трудовых функций.
7. Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины «физическая культура»
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профессиональная образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это подвижные занятия адаптивной физической культурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытом воздухе. При их проведении специалист обязан учитывать вид и тяжесть нарушений организма обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Для лиц с ограничениями передвижения это могут быть занятия по видам спорта, не требующим двигательной активности.
8. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их закреплению на рабочих местах.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья являются встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
9. Наличие отделения медпункта в профессиональной образовательной организации
Наличие отделения медпункта в профессиональной образовательной организации необходимо для оказания первой медицинской помощи; оказания врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе, организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
10. Права студентов с ОВЗ в ГБП ОУ «Тверской колледж им.П.А.Кайкова»
10.1. Колледж признает, что все лица равны перед законом и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации. В колледже запрещена любая дискриминация по признаку инвалидности и гарантируется равная и эффективная защита от дискриминации на любой почве.
10.2. Колледж принимает все необходимые меры для обеспечения полного осуществления студентами с ОВЗ всех прав человека и основных свобод наравне с другими. Колледж обеспечивает, чтобы студенты с ОВЗ имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.
10.3. Студенты с ОВЗ имеют право на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими пользуясь по своему выбору всеми формами общения, определяемыми настоящим Положением, включая:
- снабжение инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы;
- предоставление информации и услуг в доступных и пригодных для инвалидов форматах.
10.4. Колледж признает право лицам с ОВЗ участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимает все надлежащие меры для обеспечения их участия.
10.5. Инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих.
10.6. Инвалиды имеют право на равные возможности для отдыха и занятий спортом.
11. Обязанности студентов с ОВЗ, обучающихся в ГБП ОУ «Тверской колледж им.П.А.Кайкова»
После зачисления в ГБП ОУ «Тверской колледж им.П.А.Кайкова» на основании приказа директора студенты с ОВЗ обязаны выполнять нормы и требования действующих в колледже локальных актов, в том числе Правил внутреннего распорядка.